Россия     +7 (4812) 268-065 гор.

                 +7 (499) 657-97-96 гор.

                 +7 (985) 249-05-68 моб.        e-mail:  info@cetco-voskok.ru

 

 

Беларусь +375 (17) 266-43-65/66 гор.,  e-mail:  info@tehnokvilit.by

                +375 (29) 386-38-60 моб.

Главная » Публикации в СМИ » «ГРУШЕВКА» – «МИХАЛОВО»: РЕШЕНИЕ НАЙДЕНО!

«ГРУШЕВКА» – «МИХАЛОВО»: РЕШЕНИЕ НАЙДЕНО!



ОТ РЕДАКЦИИ

Во второй день работы крупнейшего Международного  Форума «Комплексное освоение подземного пространства как  одно  из  важнейших  направлений  государственного управления развитием территорий» участники работали в составе пяти секций по выбранным направлениям, отражающим основные тенденции развития подземного строительства.

Как ожидалось, самой популярной по количеству принимавших участие гостей Форума, стала секция «Инновационные решения в технологии освоения подземного пространства». Здесь было сделано немало интересных докладов российскими и зарубежными докладчиками по самому широкому спектру актуальных на сегодняшний день вопросов.

Но одно выступление хотелось бы выделить особенно. Причина?  Его  достаточно  основательно  обсуждали  в кулуарах Форума. Речь идет о докладе председателя Совета директоров компании  CETCO  Восток  Н.В.  Шамановской,  в  котором был  отражен  успешный  опыт  восстановления  гидроизоляции перегонных тоннелей в сложных инженерных условиях  с  применением инновационного  продукта  компании CETCO – Bentogrout. Белорусская компания «Строительство и Новые технологии»,  которая  является  официальным  дистрибьютором концерна  CETCO  на  территории  Беларуси  обратилась  к концерну  с  просьбой  о  помощи  в  реализации  амбициозного  проекта  по  восстановлению  гидроизоляции  в  белорусском метрополитене. В результате специалистами двух компаний «Строительство и Новые технологии» и «СETCO Восток» были найдены комплексные, беспрецедентные по своей  эффективности  решения.  Весь  комплекс  мер  был успешно реализован. Результаты даже превзошли ожидания специалистов.

На  наш  вопрос:  «Чем  особенно  характерны  предложенные решения?» – ответ был практически однозначен – «Эффективностью и скоростью реализации!» При этом перечислялись  такие  аспекты,  как  качество,  технологичность, себестоимость, инновационность и простота реализации.

В качестве пожелания все высказали мысль о намерении увидеть сам процесс и результат «вживую».Именно с такой просьбой мы обратились к представителям компании CETCO Восток, и, получив приглашение, в начале августа 2012 г. главный редактор журнала РОБТ посетил г. Минск.

Здесь удалось не только увидеть результаты работы по применению  новой  технологии,  но  и  узнать  мнение  всех заинтересованных сторон, вовлеченных в процесс строительства и эксплуатации минского метрополитена – заказчика, подрядчика и проектировщика. Данные комментарии мы приводим в сочетании с рассказом одного из руководителей компании CETCO Восток об  успешном  выполнении  гидроизоляционных  работ  на сложном участке.

Н.В. Шамановская, председатель совета директоров компании «CETCO Восток»

 Н.В. Шамановская, председатель совета директоров компании «CETCO Восток»Первое  серьезное  применение  технологии  восстановления  гидроизоляции  подземной  части  сооружения на  территории  бывшего  СССР  было  выполнено  нашим предприятием на одном из объектов метрополитена белорусской столицы – города Минска. Конечно, до этого уже

 был успешный опыт ремонтов и восстановления  целостности  фундаментов,  однако,  такой  ответственный  и сложный  объект  появился  впервые. Кроме  того,  негативным  фоном  для работ  служило  отсутствие  прогресса в  процессе  устранения  течи  в  метро различными материалами и способами на протяжении последних двух лет, а также постоянное движение людей и техники в тоннеле.

Строительство  нового  участка  из трех станций в юго-западном направлении,  являющихся  продолжением 1-ой  линии  минского  метрополитена, запущенной  в  1984  г.,  ведется  уже почти десятилетие. Один из отрезков от строящейся станции «Грушевка» до станции «Михалово» проходил сквозь засыпанное  старое  речное  русло. Сверху этого старого русла проходит сейчас одна из важных транспортных артерий  города  –  проспект  Жукова. Кроме того, в наземной зоне проходки метротоннеля  на  данном  проспекте, ведется  строительство  многоярусной дорожной  развязки,  что  тоже  существенным  образом  влияет  и  на  подземные работы.

При  проходке  тоннеля  метро  на участке  со  сложной  гидрогеологией,  была  задействована  технология водопонижения. Тоннели были пройдены,  возведена  чугунная  обделка, выполнено  первичное  нагнетание цементно-песчаного  раствора.  После была выполнена зачеканка швов чугунных  тюбингов.  Контрольное нагнетание при этом не производи-лось. В дальнейшем, ввиду строительства  на  поверхности  мостовых  конструкций  упомянутой  развязки  через проспект  Жукова,  водопонижение  на этом участке было снято. Так же при возведении многотоннажных железобетонных конструкций были отмечены незначительные  подвижки  обделки тоннелей,  что  явилось  причиной  микротрещин в швах обделки. В  результате  возвращения  в  по-стоянное  гидрологическое  состояние грунтов на этом участке тоннеля (длиной  порядка  150  м),  появились активные  водопроявления  по  продольным и поперечным швам чугунной обделки.Попытка  ликвидации  течи  путем проведения  контрольного  нагнетания цементным раствором не принесла результатов. Раствор либо не проходил, либо  «растворялся»  в  водонасыщен-ном  грунте.  А  проведение  повторной зачеканки  швов  при  существующих обильных водопроявлениях было признано неэффективным. Тогда  было  принято  решение искать  нетрадиционные  способы устранения  течи. 

Наравне  с  другими  технологиями,  УП  «Дирекции  по строительству  Минского  метрополитена»  был  представлен  вариант  гидроизоляции  проблемного  участка подземного тоннеля методом инъектирования  бентонитового  раствора Bentogrout,  специально  разработанного для решения подобных задач и успешного  применяемого  в  Европе.  Отмечу,  что  вначале  руководство головной  компании  –  Унитарного предприятия  «Минскметрострой»  по аналогии  с  технологией  компании СЕТСО,  пыталось  искоренить  проблему  с  помощью  бентонитового сырья.  Решили  применить  бентонитовые глины марки ПМБГ с добавлением  цементного  порошка.  Однако, раствор  инъекционного  материала получался слишком вязким и мелкозернистым,  что  вызывало  трудности с инъектированием. При увеличении доли воды, для уменьшения вязкости раствора, он получался нестойким и мог легко вымываться водой. С этим раствором  проводились  работы  на небольшом  пробном  участке  тоннеля в течение двух месяцев, при этом был  зафиксирован  большой  расход материала. И все же положительный результат достигнут не был: водопроявления немного уменьшились, но не ликвидировались. В  результате  УП  «Дирекция  по строительству  минского  метрополитена»  решила  вернуться  к  нашему предложению: использовать  технологию  СЕТСО.  Две  рабочие  бригады  приступили  к  работам  в  первых числах  мая  текущего  года.  Время поджимало, и здесь важна была скорость и слаженная работа всех специалистов, так как открытие участка из  трех  станций  было  намечено  на сентябрь.

Теперь  немного  про  использованный материал. Bentogrout – это минеральный  экологически  нейтральный препарат  на  основе  натриевого  бентонита,  предназначенный  для  приготовления  инъекционного  замеса, который служит для изоляции протекающих  подземных  помещений  без необходимости их раскапывания. Образующийся, после смешивания Bentogrout с водой, раствор вводится методом классической инъекции в грунт, окружающий  элементы  конструкции. Примерно  через  8  часов  образуется водонепроницаемый  и  водостойкий изоляционный  слой  на  неограниченное время. Bentogrout  может  вводиться  как изнутри  объекта  при  бурении  отверстий в стене или полу, так и с поверхности  по  периметру  конструкции.  В отличие от технологии инъекционного уплотнения  конструкций,  заключающейся  в  инъекции  препарата  внутрь протекающего  элемента,  Bentogrout создаёт внешнюю изоляцию. Она задерживает воду от непосредственного воздействия на конструкцию, удержи-вая  ее  на  определённом  расстоянии от  изолируемого  объекта.  Гелевая оболочка, покрывая внешнюю поверхность  конструкции,  заполняет  поры, трещины  и  царапины  в  ней,  а  также заполняет  пустоты  в прилегающем  к объекту грунте.

Всё это в теории выглядело достаточно оптимистично. Однако, отработанная  до  этого  технология  работ  по инъектированию  гидроизоляционного материала  Bentogrout,  конкретно  в данном  тоннеле  метрополитена,  кроме  обозначенных  выше,  была  изначально  усложнена  ещё  несколькими условиями:

•  нагнетание  инъекционного  раствора  за  обделку  тоннеля  можно  производить  под  давлением  не  более  4 атм.;

•  места  ввода  инъекции  ограничены заводскими отверстиями в конструкции тюбингов и значительно превышали расстояние между отверстиями определенными технологией;

•  инъектирование  производилось  в водонасыщенное  пространство  за обделкой  с  возможным  ламинарным движением воды.

Все эти ограничения внесли определённые изменения от стандартной технологии  выполнения  нагнетания, которой мы придерживались на предыдущих  объектах.  Однако,  сегодня мы можем констатировать, что несмотря на новизну и сложность объекта, наша команда достойно справилась с проблемой.  Водопроявления  теперь на  данном  участке  тоннеля  полностью прекратились. Во всех видимых трещинах  и  швах  обделки  зафиксированы  выходы  глиняного  раствора. Во многом благодаря качеству материала и квалификации специалистов, новые  станции  в  спальных  районах Минска будут открыты для пассажиров точно в срок. Безусловно, это существенное  достижение  в  практике применения  продукции  СЕТСО,  которое подтолкнет к более активному внедрению  современных  технологий ремонта.

Полученный  первый  положительный результат применения продукции CETCO на объекте строительства метрополитена  получил  широкий  резонанс  и  сегодня  активно  обсуждается специалистами на постсоветском пространстве. Все практически единогласно выступают  за  дальнейшее  тиражирование технологии Bentogrout в практике подземного стрительства. Безусловно,  решающую  роль  в общем  успехе  проведения  гидроизоляционных работ на сложном участке перегонного тоннеля сыграл правильный выбор материал, нагнетаемого за обделку. Не  первый  раз  в  практике  ООО «Строительство и новые технологии» на  выручку  приходят  инновационные продукты  американской  компании CETCO  –  мирового  лидера  в  разработке и внедрения современной технологий и продуктов в сфере как общей, так и специфической гидроизоляции.

Несколько  слов  о  компании CETCO.

Компания  CETCO  на  протяжении полувека  находится  в  авангарде  мировых разработок в сфере производства  материалов  на  основе  уникальных  свойств  бентонитовых  глин  типа«Вайоминг». Бентониты СЕТСО добывает на собственных месторождениях в США, Турции, Греции, ЮАР, Индии. Эти  глины  характеризуются  высокой набухаемостью,  коллоидальностью, пластичностью  и  максимально  возможной  связующей  способностью. На  их  основе  заводы,  расположенные на всех континентах, производят широкий  ассортимент  продуктов.  В основном  концерн  специализируется на гидроизоляционных продуктах для подземного  строительства,  материалах для защиты почвы, литейного производства,  фармацевтики  и  хорошо известном  бурильщикам  минеральном сырье.

Продукты  СЕТСО  хорошо  известны в России уже на протяжении почти 20 лет. Пожалуй, кроме одного –  Bentogrout,  массовое  применение которого  только  начинается.  Речь идет  о  технологии  восстановления поврежденной заглубленной гидроизоляции  путем  инъектирования  бентонитового  вещества  ––  Bentogrout за внешний контур конструкции. Данный  сегмент  рынка  оказания  строительных  услуг  видится  чрезвычайно перспективным.  Конкуренции  здесь почти  нет.  Технология  применения – не сложна, а уникальные свойства Bentogrout  безусловно  доминируют  среди  достаточного  ассортимента  инъекционных  продуктов  в  мире.  Зато очевидно, что Россия двигается в том же тренде, что и европейский строительный рынок, который благосклонно  воспринял  данный  продукт, из года в год, расширяя его сферу использования.  Безусловно,  есть  своя специфика – большая территория, суровый климат. В тоже время, потребность  в  так  называемом  «лечении» фундаментов  зданий  чрезвычайно высока в виду наличия масштабного «старого»  жилого  фонда  в  России, исторических  зданий,  требующих аккуратного  восстановления  фундаментов, а также территорий с обводнёнными грунтами и т.д.

В  заключении  хотелось  более подробно  остановиться  на  описание технических  характеристик  продукта Bentogrout, успешно примененного на дебютном для минского метрополитена проекте.

Bentogrout  –  инъекционный  препарат на основе бентонитовых глин. Он  специально предназначен  для изоляции  протекающих  подземных сооружений  методом  инъектирования.  Препарат  при  замесе  приобретает  пластифицирующие  свойства для  выполнения  нагнетания  агрегатами  низкого  давления  до  400  kPa. При  продолжительности  не  более  8 ч, готовый Bentogrout превращается в плотную пластичную форму для обеспечения уплотняющих конструкцию  свойств.  Bentogrout  не  теряет своих  гидроизоляционных  свойств: не  сжимается,  не  сохнет  в  обычных почвенных условиях, не меняет своих характеристик  при  замерзании  или оттаивании.

Для производства этого гидроизоляционного материала, применяются бентонитовые  глины  с  содержанием в  составе  монтмориллонита  натрия не менее 65 %, относящиеся исключительно к группе «Вайоминг». Глина высушивается до 9-12 % влажности, измельчается  до  фракции  менее  0,2 мм, полимеризуется для увеличения пластичности и обогащается специальными  добавками  для  отвердевающих  свойств.  Именно  благодаря высокому уровню катионного обмена натрия  в  минералогическом  составе породы,  этот  материал  отличается уникальными  физическими  свойствами: высоким уровнем дисперсии, высокой  границей  текучести,  высокой  пластичностью,  когезией,  водопоглащающей способностью к набуханию и одновременно очень низким коэффициентом  водопроницаемости и низким параметром отдачи жидкой фазы. По химическому составу Bentogrout представляет  модифицированные глинистые  минералы  в  натриевом бентоните (монтмориллонит Al2[Si4O10](ОH)2• nH2О) – всего 91,5 %. В том числе по соединениям и элементам:Кроме  того  в  состав  Bentogrout включены:

•  полимер группы HydroPac повышенной вязкости – 1 %;

•  акриловый  полимер,  контролирующий объем набухания – 1,5 %;

•  структурный  полимер,  регулирующий консистенцию – 0,5 %;

•  полимер,  контролирующий  консистенцию  и  время  связывания  –  0,5 %;

•  связующая добавка – 5,0 %.

Отличительной  особенностью этого  препарата,  выделяющего  его из других бентонитовых материалов, определено  его  назначением.  Высокая  пластичность  и  низкая  вязкость позволяет  эффективно  проводить инъекции  в  грунт  любой  плотности. Сильная когезия позволяет материалу не растворяться и не размываться  даже  при  наличии  ламинарного движения  воды.  Интенсивная  набухающая  способность  высококачественного  препарата  Bentogrout позволяет  проникать  ему  в  любые незначительные  полости  и  трещины как  грунта,  так  и  защищаемой  конструкции,  тем  самым  обеспечивая гарантированную  водонепроницаемость.  Низкая  водоотдача  и  сильная  водопоглащающая  способность обеспечивает  в  почвенных  условиях сохранность  высоких  механических свойства материала. Приобретаемая через несколько часов после замеса, за счет специальных отвердевающих добавок, повышенная плотность материала,  позволяет  сохранять  свои гидроизоляционные  свойства  столь же значительно долго, как и сама защищаемая конструкция.

Bentogrout  более  двадцати  лет успешно  применяется  в  Европе  при ремонте подземных сооружений. Все уникальные гидроизоляционные свойства материала  подтверждены  стандартами  Европейского  Союза  ASTM, DIN, EN ISO.  

 

А.В.Мурач, главный инженерУП «Дирекция по строительству Минского метрополитена»:ООО «СТРОИТЕЛЬСТВО И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» подарило нам надежду

А.В.Мурач, главный инженер УП «Дирекция по строительству Минского метрополитена»Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, метрополитен столицы Республики Беларусь – г. Минска постоянно развивался за счет ввода в эксплуатацию новых станций в соответствии с намеченными планами развития транспортной инфраструктуры.

Если в последние два десятилетия, говоря о развитии метрополитена, как правило, подразумевалось увеличение протяженности и количества станций существующей I и II линий, то в ближайшее время мы приступаем к строительству третьей линии. Она на первом этапе должна соединить улицу Воронянского и Юбилейную площадь г. Минска. При этом планы по продолжению строительства новых участков I и II линии сохраняются, в частности, есть намерения их «выхода» за пределы городской кольцевой автодороги.

Следует особо отметить, что строительство новой III линии связано с наличием множества инженерных сложностей, включая необходимость сооружения пересадочного узла на трех станциях, проходку в сложных горно-геологических условиях и производство работ под оживленными городскими магистралями в условиях плотной застройки дневной поверхности. Кроме этого, проектное заложение новых станций обусловливает необходимость производства работ на значительной глубине (до 30 м).

До 2017 г. запланировано строительство шести станций на новой III линии минского метрополитена.

Говоря о сложных грунтовых условиях строительства минского метро, в первую очередь надо отметить актуальность решения вопросов обеспечения гидроизоляции, что в равной степени касается как уже действующих станций и перегонных тоннелей, так и строящихся, и проектируемых.

Приведу ряд примеров.

В строящемся перегонном тоннеле в районе пересечения проспекта Жукова и пр. Дзержинского при вынужденном снятии системы водопонижения водопроявления были достаточно интенсивными.

Станция «Немига» построена в непосредственной близости от р. Свислочь. При этом образуются внутренние водопроявления конструкции обделки, хорошо видимые с платформы в виде белесых пятен на отделочном материале.

На одной из проектируемых станций ожидаемый водоприток в котлован достаточно велик, поэтому потребуется большое количество водопонижающих скважин. При этом имеет место ограничение возможности работы с дневной поверхности при нахождении в охранной зоне.

Если к отмеченным сложностям добавить проблему обеспечения чеканочным материалом, к сожалению, имеющую место на сегодняшний день при строительстве перегонных тоннелей с чугунной обделкой, можно сделать вывод, что обеспечение гидроизоляции подземных сооружений минского метрополитена является одной из первостепенных задач.

Причем, как показывает весь предыдущий опыт, в её решении следует двигаться в русле внедрения новых технологий, которые могут дать требуемый эффект без значительного увеличения себестоимости и трудоемкости производства работ на длительный период времени.

Кроме  того,  технология  обеспечения  надежной  гидроизоляции  перегонных  тоннелей (независимо от того, возводится она в процессе строительства или ремонта) должна максимально эффективно вписываться как в ограниченное пространство, так и в общую цепочку оборудования, задействованного в процессе строительства или эксплуатации подземного сооружения.

Безусловно, технология Bentogrout полностью отвечает данным оценочным критериям, да и в качестве самого нагнетаемого материала сомневаться не приходится.

В  этой  связи  успешное  завершение  опытного  участка  с  применением  технологии Bentogrout нами рассматривается как надежда на прорыв в решении вопросов гидроизоляции в ближайшее время.

 

Жуков Э.Н.,начальник УП «Минскметрострой»: Хороший результат как нельзя кстати

Жуков Э.Н.,начальник УП «Минскметрострой»На сегодняшний день ОАО «Минскметрострой» активно участвует в выполнениях проектов по сооружению объектов транспортной инфраструктуры в интересах жителей нашей столицы – г. Минска.

Помимо традиционных для строительства метро объектов по строительству перегонных тоннелей и станций метро, в настоящее время наши технические возможности задействованы также в строительстве современных подземных паркингов и пешеходных переходов.

Общим аспектом, характеризующим уровень сложности производства работ, можно назвать сложные грунтовые условия независимо от расположения объекта на карте города. В первую очередь речь идет о сильной обводненности вмещающего грунтового массива.

Наглядным примером может служить опыт строительства участка перегонного тоннеля в районе проспекта Жукова, где негативное влияние грунтовых условий на состояние тоннельной обделки едва не поставило под угрозу сроки сдачи объекта в эксплуатацию.

После снятия системы водопонижения в районе транспортной развязки на дневной поверхности стал наблюдаться обильный водоприток внутрь пройденного тоннеля на протяжении около 150 м.

Использование традиционных технологий, включая нагнетания бентонита за обделку, не давали нужного результата. Протечки в тоннеле продолжались с постоянной интенсивностью.Выход из неприятной ситуации не просматривался.

В  этой  связи  предложение  ООО  «Строительство  и  новые  технологии»  использовать для  достижения  требуемого  результата  передовые  разработки  американской  корпорации CETCO пришлось очень кстати.

Однако, ни я, ни мои коллеги особого оптимизма в плане достижения конечного результата не питали – слишком много сил было потрачено «вхолостую» накануне.Так наш проблемный участок стал опытным для наших партнеров, а для технологии нагнетания продукта Bentogrout это был дебют в сфере подземного строительства в Республике Беларусь.

В итоге время все расставило на свои места. Вопреки мнению скептиков после «обработки» первых десяти колец, предоставленных в качестве «опытного и демонстрационного» участка, водопроявления в обделке тоннеля были ликвидированы. Спустя время уже весь  промежуток  тоннеля  протяженностью  около  150  м,  где  была  применена  технология Bentogrout, был полностью «сухим» и не давал повода вспомнить о том, что совсем недавно здесь просто «шёл дождь».

Конечный результат, достигнутый специалистами компании ООО «Строительство и новые технологии», произвел сильное впечатление.

Данное обстоятельство в свою очередь позволяет говорить о хороших перспективах применения технологии Bentogrout на строящихся и действующих объектах минского метро.

На сегодняшний день уже принято решение о продолжении тиражирования данной технологии на других участках. Думаю, что в случае дальнейшего успешного применения материалов, предлагаемых компанией ООО «Строительство и новые технологии», в самое ближайшее время применить его в качестве инъекционного наполнителя в сочетании с чугунной обделкой.

В более отдаленной перспективе, в случае успешного продолжения производственных испытаний, есть все шансы отказаться от использования чугунной обделки в пользу железо-бетонной в сочетании с технологией Bentogrout.

Кроме  того,  в  нашем  арсенале  достаточно  подземных  сооружений,  где  эффективная борьба с водопроявлениями является крайне актуальной применительно к сложным грунтовым условиям г. Минска.